Украина просит НАТО гарантировать транзит российского газа. С этой идеей выступил глава «Оператора ГТС Украины» Сергей Макогон. На заседании Политического комитета Альянса по энергетической безопасности в Брюсселе он настойчиво продвигал эту просьбу, рассказывая о том, что «энергетическая безопасность Украины является неотъемлемой составляющей безопасности евроатлантического региона».
При этом Украина, напомним, членом НАТО не является, хотя курс на сближение с блоком прописан в Конституции еще при Петре Порошенко. Не увенчались успехом усилия Украины получить статус главного партнера вне НАТО – какой был у Афганистана. Напомним, что еще в июле 2014 года Пётр Порошенко заявил, что есть основания обратиться в Конгресс США о предоставлении Украине спецстатуса — главного союзника вне блока НАТО. Однако, президент США Барак Обама отказал Украине. Однако, и при Зеленском Киев продолжает упорно стучаться в закрытые двери: так, в сентябре депутаты ВР пытались обратиться к Конгрессу США о предоставлении Украине двустороннего статуса основного союзника Соединенных Штатов Америки вне НАТО (MNNA). Однако, и в США и в Британии украинским политикам толсто намекнули о неуместности таких призывов. И вот — новая попытка апеллировать к военному блоку, на сей раз — с целью надавить на Россию, которая не хочет спасать экономику Украины. Оператор украинской «трубы» настаивает, чтобы «хотелки» Украины были совместно поддержаны всеми партнерами Киева в части помощи в сфере энергетической безопасности поставок газа:
«Никаких исключений на применение норм Третьего энергетического пакета для «Северного потока-2». Сила Европы вытекает из верховенства права. ЕС будет защищен, если правила будут применяться ко всем маршрутам. Плюс -гарантированное сохранение физического транзита газа через территорию Украины объемом не менее 45 миллиарда кубометров в год. И — соблюдение рыночных, а не геополитических принципов деятельности: без искусственного создания «узких мест», без необоснованного бронирования мощностей, с прозрачным тарифообразованием», — высказался Макогон. Он заявил, что российский газ стал оружием, которое РФ обернет и против ЕС и против НАТО.
«Это не гипотетический сценарий будущего, это геополитическая стратегия конкретной страны в многолетней гибридной войне. Однако Украина никогда не была единственной мишенью. Последствия действий Газпрома уже ощутили на себе и страны НАТО. Основные цели агрессора — ослабить безопасность Украины, создать раскол в Евросоюзе и подорвать основы трансатлантического блока», — пугает представитель официального Киева.
Ну а лидер «Свободы» Олег Тягнибок вообще открыто наезжает на внешних партнеров, обвиняя их в потакании Путину.
«А мы предупреждали! Цена на газ в Европе обновила исторический максимум, взлетев до $ 1950 за тысячу кубов! Это + 40% к стоимости всего за два дня! А еще полгода назад цена была — $ 200. Все потому, что Путин искусственно обусловил дефицит газа, сведя к минимуму его поставки через ГТС Украины. И знаете, что теперь говорит? Что ему легче заплатить штраф и увеличить транспортировку газа «Северным потоком», чем качать его Украине. Это, фактически, явка с повинной. Ну и где реакция наших «партнеров» из Германии? Они же санкции ввести обещали, «если Россия попытается использовать энергию как оружие». Так где эти санкции ?! Хотели сделать нас жертвой? Вот и посасывайте теперь московскую медвежью лапу сами», — рекомендует лидер радикальной правой политсилы.
Интересно, что ни НАТО, ни Германия так и не отреагировали на требования Украины обеспечить газовый транзит по ГТС и помочь местным властям зарабатывать на поставках «вонючего российского газа» (по словам президента Зеленского). Также непонятно, почему так психуют украинские политики: ведь правительство Шмыгаля уверяет, что в ПГХ полно газа, с которым страна благополучно переживет осень и зиму.
Напомним, газовый контракт между РФ и Украиной был заключен 31 декабря 2019 года. Договор предусматривает ежегодное бронирование мощностей украинской ГТС для транспортировки российского газа: в 2020 году — 65 миллиардов кубов, в 2021-2024 годах — 40 миллиардов кубических метров.