«Мотор Сич» при Байдене: китайский иск на 3,5$ миллиарда и банкротство?

Статьи
«Мотор Сич» при Байдене: китайский иск на 3,5$ миллиарда и банкротство?

Тучи над многострадальным запорожским предприятием продолжают сгущаться. Многолетняя эпопея с покупкой китайцами контрольного пакета акций получила неожиданный поворот: инвесторы из Поднебесной намерены подать в суд на Украину и взыскать с государства астрономические 3,5 млрд. долларов. В такую цифру оценивают свои убытки китайские совладельцы «Мотор Сичи» из-за фактической блокировки актива со стороны украинских властей.

Как недавно сообщили в компании DHC, выступающей партнёром китайских инвесторов на Украине: «Три ведущие международные юридические компании WilmerHale, DLA Piper и Bird&Bird будут сопровождать инвестиционный спор китайских инвесторов ПАО „Мотор Сич‟ с целью взыскания с государства Украина ущерба в размере 3,5 млрд долларов. Советником по вопросам украинского права в международном арбитраже будет выступать компания Arzinger». По версии инвесторов украинская власть экспроприировала их многомиллионные вложения, а также нарушила другие права, предусмотренные действующим «Соглашением о поощрении и взаимной защите инвестиций», подписанном между Украиной и КНР ещё в 1992 году.

Как видно, терпение у китайцев лопнуло, и они решили подключить тяжёлую артиллерию. Дело в том, что юридические компании, которыми вооружились отчаявшиеся инвесторы, входят в число крупнейших в области арбитражных дел и коммерческого права. WilmerHalе — одни из ведущих международных юристов, которые имеют огромный опыт ведения дел на стыке закона, бизнеса и государственной политики. DLA Piper — фирма, представляющая интересы корпораций из списков Global 1000 и Fortune 500, а также компаний, формирующих индекс FTSE 350. Наконец, Bird&Bird — глобальная юридическая компания, которая ведёт работу в 118 странах мира.

Стоит вспомнить, что явилось результатом привлечения крупных «акул» мировой юриспруденции.

История с продажей «Мотор Сичи» началась ещё в 2016 году. Тогда главный акционер компании Вячеслав Богуслаев закрыл сделку по продаже 50% акций компании в адрес китайской Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Cо. Сделка была осуществлена с использованием офшорных компаний, а пакет проданных акций был раздроблен на доли по 10%. Никакого интереса со стороны украинского государства эти манипуляции тогда не вызвали.

Однако в 2017 году владелец Beijing Skyrizon Ван Цзин решил консолидировать доли в офшорных компаниях, чтобы получить доступ к управлению «Сичью» на правах владельца контрольного пакета. Этот шаг вызвал настоящий переполох в США, для которых покупка украинского двигателестроения Китаем представлялась настоящей катастрофой. С подачи американцев Антимонопольный комитет Украины инициировал масштабное расследование, а СБУ и вовсе открыла уголовное дело, усмотрев в действиях китайских инвесторов «признаки диверсии». В последующие годы украинские власти пытались аннулировать сделку по продаже «Мотор Сичи». Кульминацией разбирательства стало вмешательство в историю советника президента США по нацбезопасности Джона Болтона, который потребовал любой ценой вернуть акции предприятия под контроль Украины. Дошло до того, что Болтон даже планировал лично встретиться с Вячеславом Богуслаевым, чтобы тот отказался от сделки.

Однако с юридической точки зрения американцев ожидало большое разочарование. Проблема в том, что после развала СССР «Мотор Сич» был приватизирован и является частной компанией. А в украинском законодательстве отсутствуют какие-либо ограничения на покупку и продажу долей в акционерных обществах. Более того, ещё при Петре Порошенко Совет национальной безопасности Украины вычеркнул «Мотор Сич» из перечня стратегических предприятий, а это была единственная зацепка для возвращения китайской доли под контроль государства. Осознавая безнадёжность дела, в Киеве избрали тактику затягивания разбирательства и игнорирования претензий собственников «Сичи», акции которых остаются под арестом силовиков. Буквально на днях украинские антимонопольщики отвергли очередной запрос представителей компании на снятие ограничений.

Впрочем, юридическая сторона вопроса — это ещё не всё. Пожалуй, главная интрига в грядущем разбирательстве вокруг «Мотор Сич» связана со сменой руководства в США. Когда Джо Байден всё-таки займёт кресло нового хозяина Белого дома, его политика в отношении Китая может заметно отличаться от стратегии Дональда Трампа. Всем известны тесные контакты семьи Байденов с китайскими компаниями, а китайским спецслужбам наверняка известны все подробности этих тонких взаимоотношений, с цифрами и фактами. Очевидно, что это весомый козырь Пекина, который однозначно сделает нового президента США более сговорчивым по части экономических вопросов.

Но для Киева это лишь полбеды, потому что речь идёт о предприятии с Украины, которая для Байдена уже давно стала крайне токсичной из-за серии громких скандалов вокруг газовой компании Burisma. Учитывая это обстоятельство, трудно представить, что в Вашингтоне открыто начнут вставлять палки в колёса китайским инвесторам. Тем более, что последние имеют все шансы добиться справедливости по делу «Мотор Сич».

Ну а помимо особых отношений с Байденом и закона, который также всецело на стороне Пекина, есть ещё и вишенка на торте. У юридических гигантов, нанятых китайцами, весьма именитые партнёры. Один из них — экс-директор ФБР Роберт Мюллер, который вёл расследование сотрудничества Пола Манафорта и Виктора Януковича, а также помогал демократам собирать доказательства работы «русских хакеров» против Хилари Клинтон. Мюллер — беспощадный юрист, для которого нет разницы, изобличать республиканца или демократа, копаться в делах «плохого» Януковича или «хорошего» Зеленского. И это явно плохой сигнал для Киева.

Но есть и более интересный персонаж: партнёр DLA Piper Дуглас Эмхофф, который приходится супругом Камале Харрис, а она, в свою очередь, без пяти минут вице-президент у Джо Байдена. И что ещё хуже для Киева, вероятно именно Харрис займётся токсичной для Байдена Украиной, а учитывая не лучшую форму дедушки Джо, инициатива по многим вопросам внешней политики будет именно за ней.

Эти нюансы снижают и без того невысокие шансы Киева отстоять свою правоту в сделке по продаже «Мотор Сичи» Китаю. Между тем, даже если конечная сумма иска будет уменьшена, порядок цифр, измеряющийся сотнями миллионов долларов, является неподъёмным для Украины, которая в настоящее время балансирует на грани бюджетного коллапса. Кроме того, эпизод с китайскими инвесторами нанесёт не менее сокрушительный удар по репутации Украины как инвестиционной гавани. Едва ли кто-то захочет теперь вложить большие деньги в украинские активы.

Что касается запорожских двигателестроителей, судьба их печальна, как и судьба множества промышленных гигантов страны, доживающих свои последние часы. Арест акций «Мотор Сичи» привёл к тому, что предприятие, и без того потерявшее критически важный российский рынок, рискует полностью прекратить производственную деятельность в обозримом будущем. Если Китай отстоит в суде свои права контрольного владельца акций, ничто не помешает разобрать оборудование и перевезти его на китайскую площадку. Впрочем, дело к этому шло и без суда, однако теперь Украина рискует понести ещё и гигантские финансовые издержки в виде компенсаций инвесторам. Ну а заплатят за «гениальную» промышленную политику Киева, конечно же, рядовые украинцы.