Борьба за регионы и битва за землю. Украина готовится к местным выборам

Статьи
Борьба за регионы и битва за землю. Украина готовится к местным выборам

Приход к власти в харьковском отделении «Оппозиционной платформы – За жизнь» бывшего главы администрации Порошенко Игоря Райнина не случаен. Если забыть про идеологию, тем более у избирателей память довольно коротка, то с тактической точки зрения Райнин, являющийся сильным аппаратчиком и организатором с обширными связями в Харьковской области, является усилением для партии накануне местных выборов.

Особенно если учесть высоченную конкуренцию, которая развернется в ходе местных выборов в Харькове и области, где присутствуют интересы таких известных и влиятельных фигур, как Кернес, Аваков, Коломойский, Хомутынник, Фельдман, Ярославский, Мураев, Грановский.

Назначение Райнина главой харьковского отделения ОПЗЖ является в чем-то даже символическим. Это наглядная демонстрация того, что ключевые политические игроки и региональные элиты фактически начали предвыборную кампанию на местные выборы – 2020. Украина вкатывается на полном ходу в местную избирательную кампанию, потому под нее ожидается еще много на первый взгляд противоестественных союзов, вроде альянса ОПЗЖ и Райнина.

Еще одно свидетельство начала активной подготовки к местным выборам – тот факт, что силовики начали плотно работать по ряду мэров, среди которых городские главы Львова и Одессы, Садовый и Труханов соответственно. Стоит также ожидать активизации силовиков по мэру Днепра Филатову, а также по Кличко, отбившего первый «кавалерийский наскок» Офиса президента, и Кернесу, чьим «заклятым другом» является Аваков. Нынешний глава МВД в 2010 году, будучи представителем «Батькивщины», уступил на выборах мэра Харькова Кернесу, пользовавшегося поддержкой влиятельной в ту эпоху «Партии регионов», всего 0,63% и с тех пор не расстается с мыслью о вендетте.

Вышеуказанные мэры относятся к категории тяжеловесов и сместить их будет непросто. Бренд «Слуга Народа» в 2020 году уже не будет иметь тот ошеломительный эффект, как это было в 2019 году. С этой точки зрения несколько непонятно, почему Офис президента не инициировал досрочные местные выборы, как минимум в крупных городах, до конца 2019 года, пускай это и непростая процедура с процессуальной точки зрения. Посему не исключено, что президентской ветви власти придется выстраивать новые балансы и разграничивать сферы интересов после 2020 года со «старыми» мэрами крупных городов, которые, с немалой долей вероятности, сумеют сохранить свои кресла через год.

В принципе, подвесить на крючок уголовных дел и бить медийно – основные инструменты борьбы накануне местных выборов против влиятельных мэров, которые не устраивают ряд финансово-политических групп, располагающим ресурсом отнюдь не монолитной центральной власти. Наибольшим ресурсом ныне обладают заключивший тактический союз Коломойский и Аваков, чьи медийные, административные, силовые и финансовые возможности являются весомым аргументом для формирования выгодной для них конфигурации местной власти в 2020 году.

Необходимо отметить, что Аваков и Коломойский после двух избирательных кампаний нынешнего года сумели опосредованно взять под контроль ряд областей Украины, поставив аффилированных с ними людей на посты губернаторов. Глава Харьковской ОГА Алексей Кучер и глава Одесской ОГА Максим Куцый считаются людьми Авакова, губернатор Киевской области Алексей Чернышов и глава Житомирской области Виталий Бунечко близки к Коломойскому. Также примечательно, что облсовет в базовой для Коломойского Днепропетровской области возглавил близкий соратник олигарха Святослав Олейник.

Нетрудно предположить, что наиболее активным игроком в ходе местных выборов будет именно Коломойский. Фактически Коломойский своими политпроектами охватит чуть ли не все электоральное поле Украины в ходе местных выборов. Для Западной Украины у Коломойского наличествует проект УКРОП, для Центральной Украины – «Слуга Народа», для Харьковской и Одесской областей – «Возрождение» и «Доверяй делам». Помимо этого, на тактическое содействие Коломойского потенциально могут рассчитывать «Батькивщина», «Свобода», «Национальный корпус».

В условиях проводимой децентрализации и грядущей земельной реформы (отмены моратория на продажу земли сельхозназначения) значимость контроля над местными советами, ответственными за вопрос распределения земли в регионах, на порядок выше, чем это было при всех предыдущих президентах. Потому ближайшие местные выборы будут проходить на куда большей волне ажиотажа, а сама избирательная кампания станет значительно более ожесточенной по сравнению с кампаниями 2010 и 2015 годов, с активным применением всех возможных «черных» политтехнологий и прочих неконвенциональных методов. В свою очередь региональные элиты, уже в значительной степени контролирующие землю сельхозназначения путем разнообразных непрозрачных схем, по итогам местных выборов попытаются легитимизировать свой статус «земельных баронов», что резко повысит их политическую капитализацию и расширит возможности для борьбы за ресурсы центральной власти. В сущности, вопрос о земле, а именно кто станет бенефициаром земельной реформы, будет одним из главных лейтмотивов ближайших местных выборов.

В то же время местные выборы являются отменной стартовой площадкой для небольших новых партий, которые окрепнут к плановым выборам в Верховную Раду в 2024 году, когда безнадежно «сдуются» большинство тех политпроектов, которые сегодня присутствуют в парламенте. В ходе местных выборов также попробуют напомнить о себе те политики, которые не попали в Раду нынешнего созыва или которые желают отстроиться от своих нынешних политпроектов и уйти в «самостоятельное плавание». Вероятно, поборется за пост мэра Днепра Александр Вилкул, партию НАШИ поведет на местные выборы Евгений Мураев, Михаил Саакашвили сможет напомнить о себе в Одессе, Руслан Кошулинский и Дмитрий Добродомов попробуют сразиться за кресло градоначальника Львова, Владимир Гройсман со своим политпроектом «Украинская стратегия Гройсмана», быть может, напомнит о себе в Виннице и Винницкой области.

Интригой остается дата местных выборов, из-за чего политические игроки не могут окончательно определиться со стратегий и тактикой действий под них. Согласно календарному плану, местные выборы должны состояться в конце октября 2020 года, но не исключен вариант, что они будут перенесены на весну следующего года. Представители власти указывают, что необходимо проводить местные выборы после завершения процесса децентрализации и внесения соответствующих изменений в Конституцию, что произойдет не раньше весны следующего года, но, с другой стороны, сохраняется негативная рейтинговая динамика «Слуги Народа», что может подтолкнуть власть к досрочным местным выборам уже в марте-апреле. Вероятно, в Офисе президента прорабатывают оба варианта, зная чуть больше о планах конкурентов на местных выборах, чем даже наиболее информированные эксперты.